пятница, 28 ноября 2014 г.

Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях


Состояние психического напряжения — комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности.
Тысячи людей ежедневно попадают в опасные «ловушки» в собственной квартире в силу неосторожности, легкомысленности, невнимательности: падают и тяжело травмируются из-за неустойчивости стульев, табуреток, переносных лестниц; спотыкаются об игрушки, потому что не смотрят под ноги; падают на скользких местах, травмируются из-за небрежного обращения с газом и электроприборами. Наибольшую же опасность несут аварии, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Авария — разрушение технических устройств и сооружений. Катастрофа — крупномасштабная авария со значительными человеческими жертвами и разрушениями.



Авария на автотранспорте

Сферой повышенной опасности является современный транспорт. На месте дорожно-транспортных происшествий гибнет много людей, находящихся внутри транспортных средств.
Ремни безопасности и подголовники уменьшают вероятность гибели при столкновении в три раза, при опрокидывании — в пять раз. Беспечность, самонадеянность и тем более лихачество за рулем смертельно опасны. Водитель должен постоянно учитывать все возможные причины аварий: нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, дефекты дороги, неисправности автомобиля (тормоза, рулевое управление, колеса и шины). При неизбежности аварии на автотранспорте следует соблюдать следующие элементарные правила оптимального поведения:
до предела напрячь все мышцы;
не покидать машину до ее полной остановки;
сохранять самообладание и управлять машиной до последней возможности;
уйти во что бы то ни стало от встречного удара; при отсутствии такой возможности перевести встречный удар в скользящий боковой;
упереться ногами в пол, защитить голову руками, пассажиру — завалиться на бок (при этом наиболее опасно переднее сиденье);
после удара определить свое местоположение и двигаться к выходу (через дверь либо окно), если двери не открываются, открыть либо разбить окно; если машина упала в воду и находится на плаву, не открывать дверь и выходить только через окно;
при погружении машины на дно с закрытыми дверями и окнами включить фары, делать глубокие вдохи и выдохи, избавиться от лишней одежды, открыв окно, протиснуться наружу.
взявшись за крышу автомобиля, и плыть вверх; если дверь и окно заклинило — разбить лобовое стекло (для этого необходимо всегда иметь в салоне то, чем можно это сделать). При столкновении с неподвижным предметом удар бампером менее опасен, чем крылом (в автомобиле современной конструкции мотор при этом не выдвигается в салон, а уходит вниз).
Аварии на железнодорожном транспорте
При пользовании железнодорожным транспортом следует иметь в виду, что лучшие места поезда с точки зрения безопасности находятся в центральных вагонах, в купе с аварийным окном.
При крушении или экстренном торможении следует:
закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед и в стороны, схватиться за поручни и упереться ногами в сиденье или стенку;
срочно покинуть вагон (так как возможно возгорание) через дверь либо аварийные выходы, расположенные обычно в третьем и шестом купе, выходить на полевую сторону железнодорожного пути;
в случае пожара воспользоваться огнетушителями (для этого необходимо всегда обращать внимание, где они находятся); обеспечить защиту дыхания с помощью влажных тряпок (материал облицовки вагонов — малминит — трудногорюч, но при температуре 200 °С он выделяет быстродействующий токсичный газ);
вещи, кроме одежды и одеял, не брать;
оказавшись снаружи, срочно включаться в спасательные работы;
избегать оборванных проводов (которые могут быть под напряжением) и жидкостей, разлитых из цистерн; при разливе топлива необходимо немедленно удалиться на безопасное расстояние, поскольку возможен объемный взрыв.

Авиакатастрофа

Рассмотрим адаптивное поведение при авиакатастрофах.
В случае разгерметизации (ее проявление — резкий оглушительный звук в связи с внезапной утечкой воздуха из самолета, резкое снижение видимости, наполнение салона пылью, ощущение, что уходит воздух из легких человека, возникновение боли в ушах и кишечнике в связи с расширением газов) необходимо:
быстро надеть кислородную маску (для этого необходимо всегда знать ее местонахождение), не пытаться оказывать помощь другим, пока маска не будет надета;
пристегнуть ремни, поскольку самолет резко пойдет на снижение (уже при высоте 3 км содержание кислорода нормализуется), не исключена и «твердая» посадка.
В случае аварии при взлете и посадке следует:
быть в верхней (не синтетической) одежде (она предохранит от ожогов), оставаться в обуви (возможно, придется идти по горящему пластику);
перед каждым взлетом и посадкой тщательно пристегивать ремень безопасности, закрепив его как можно ближе к бедрам;
непосредственно перед возможной аварией

Комментариев нет:

Отправить комментарий